Илья Масодов. Революционный русский гностицизм

Опубликовано:11 июля в 10:50
Рубрика:Энциклопедия современных мифов
Автор: diZyz Откуда:
Всего сообщений: 2

В современном российском андеграунде есть скандальный писатель, работы которого вышли под псевдонимом Илья Масодов. Каждое его произведение это гремучий коктейль из чернухи, некрофилии и развращения несовершеннолетних. Есть только одно но. За всем эти неприглядным фасадом скрываются неординарные и убедительные гностические идеи.

У Ильи Масодова есть трилогия на все 100 процентов гностическая по содержанию, в которую входят романы «Тепло твоих рук», «Мрак твоих глаз» и «Сладость губ твоих нежных». Фактически у читателя вызывают рвотные позывы все тем же суповым набором из изнасилованных пионерок, расчлененных трупов и живых мертвецов. Вот только во втором романе цикла автор недостаточно рьяно живописует акты насилия и разложения, и, как результат, абстрактная, почти алхимическая символика, оттесняет на второй план аппетитную чернуху.

«Мрак твоих глаз» - это история мытарств главной героини, девочки Сони. Причем нельзя точно сказать, разворачиваются ли события в жизни, во сне или в смерти. Примерно в середине романа внимательный читатель находит «точку входа» в этот лабиринт, из которой можно сделать вывод, что Соня была убита и все дальнейшее происходит с ней уже после смерти. Но, в таком убойном коктейле мистификаций и аллюзий, которыми потчует читателя Масодов, никогда нельзя быть уверенным, где правда, а где вымысел. И, да, Соней-Софией героиня зовется не случайно, а потому что автор устал скрываться за намеками и вещает открытым текстом.

Мытарства души по Масодову – это то, что нужно принять во внимание каждому уважающему себя современному мистику. Потому, что это не обычный «роман», в котором близорукий замысел автора, притягивается за уши изобразительными средствами. «Мрак твоих глаз» - роман-расследование, роман-эксперимент. Роман, в котором, как в реторте, собраны исходные ингредиенты и заданы начальные условия, а результаты фиксируются в процессе опыта.

Завершив свой короткий земной путь, Соня оказывается перед родным домом, но в мире, в котором не действуют обычные «где?» и «когда?». Мир, который похож во всем на обычный, такой же унылый, мерзкий и бестолковый. И это правильно и откровенно со стороны автора, ибо в пограничном состоянии душа может черпать содержание только из себя, она развертывает только те образы, которые переполняли ее раньше. Примечательно, что девочка не возвращается домой и не устраивает перфоманса с поеданием сердец и мозгов родителей, как это любит делать Масодов. Видимо «Мрак твоих глаз» символизирует продвинутую стадию «душевной алхимии», на которой самоидентификация уже не актуальна.

Куда бы вы пошли, оказавшись в лабиринте своих посмертных фантазий? Девочка Соня выбрала самый логичный путь – она пошла на стройку, где неутомимые строители светлого будущего возводили очередную вавилонскую новостройку. Естественно, у Масодова с его мазохистской откровенностью и рассейским* пессимизмом, строители башни предстают грязным сбродом, человеческими выродками в руках мастерящего демиурга. Впрочем, будь они хоть сознательными коммунистами, хоть добродетельными братьями, судьбы девочки бы это не изменило. Ибо противоречие тут «классовое» - строители ненавидят Соню, Соня разрушает башню.

Пересказывать содержание романа я не буду. Остановлюсь только на двух моментах. Во-первых, как и во всех других романах Масодова, тут не обошлось без упырей. Живые мертвецы у автора – это особенное онтологическое состояние героев, которое противоположно состоянию мертвецов мертвых, то есть нас с вами, уважаемые читатели. Живой мертвец индикатор того, что у этого героя есть что-то настоящее, живое, искреннее, в то время как все остальные – пустышки. В пику воззрениям старого гностицизма Масодов делит людей на живых, с которыми церемонится не больше, чем с надоевшими куклами, и искрящихся духовной силой упырей. Кроме живых кукол и симпатичных вампиров у автора героев нет. Хотя, впрочем, есть еще живущая в гороховской церкви уродка Маша, которая должна быть уничтожена, хотя у нее с Соней и «один отец». Понимаете, о чем речь идет?

Во-вторых, у Сони в ее скитаниях есть цель, конечный пункт всего феерического квеста. Где-то там, среди черных озер и антрацитовых обелисков, среди почетных караулов из девственниц-комсомолок вечным сном спит дедушка Ленин. Достаточно просто отключить рациональное осмысление реальности и довериться той части, которая отвечает за реконструкцию образов, и мы должны признать, Масодов прочувствовал свою героиню идеально. Ну, и заодно не упустил повода поглумиться над штампами и предрассудками читателя. Сквозь все скользкие и тленные мирские ценности Соня прорывается к чему-то предельно высокому, простому, прекрасному и безупречному. Есть только один махонький, но революционный для гностицизма нюанс: Соня идет  Ленина спасать! На этой мелочи крушатся, как сошедшие с рельс составы, тысячелетние гностические надежды на Спасителя. Сто лет назад Фридрих Ницше объявил миру, что «бог умер», имея в виду бога «психиков». Пару лет назад Илья Масодов обрадовал сидящих в засаде «пневматиков» тем, что Спаситель к чертовой бабушке сгинул. Мало того, что ждали-ждали, не дождались, так еще и София, пардон, девочка Соня, собственными силами способна подчинить испорченный демиургом мир. Из унылой мерзости обычного мира, из кошмарного калейдоскопа призраков и мертвецов она собирает реальность во что-то другое, более плотное, насыщенное, монолитное и осмысленное. И, естественно, это не имеет никакого отношения к морали демиурга. Это антигуманно, это бесчеловечно, поэтому божественно. Это мир, в котором вампирша Наташа может остановить врагов вспышкой солнечных подсолнухов. Как по мне, то эти подсолнухи – энергетический пик всего повествования. Вдумайтесь, девушка, вампирша, взрывается солярной энергией. После этого все клише и стереотипы, все «духовные принципы», которыми нас пичкали «мудрые гуру» улетают в свободном полете в тартарары.

Гностицизм Масодова суров и пессимистичен в своих методах. Вокруг столько мерзости, крови, грязи и нечистот… Почти как в операционной. Поэтому я ему верю. А вы все еще полагаете, что несовместимые с жизнью травмы души можно излечить примочками и мантрами?


0 оценок, в среднем: 0,00 из 100 оценок, в среднем: 0,00 из 100 оценок, в среднем: 0,00 из 100 оценок, в среднем: 0,00 из 100 оценок, в среднем: 0,00 из 100 оценок, в среднем: 0,00 из 100 оценок, в среднем: 0,00 из 100 оценок, в среднем: 0,00 из 100 оценок, в среднем: 0,00 из 100 оценок, в среднем: 0,00 из 10 (голосов 0, среднее: 0,00 из 10)
Загрузка ... Загрузка ...
Метки: , ,

Комментировать »

Опции комментариев доступны только авторизованным пользователям